Сампсониевский собор

Убранство (Внутреннее строение и художественно-декоративное убранство собора)

    Сампсониевский собор - типичный для XVIII века однонефный храм, вытянутый в длину и завершенный овальной апсидой.

    Западный фасад собора украшает барельеф - парящие ангелы с трубами, прославляют Полтавскую победу (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е.Лансере, 1909г.).

    Здание собора площадью 806 кв. м прямоугольной формы состоит из трех разновеликих объемов: притвора, трапезной и центральной предалтарной части.

    Притвор – небольшое помещение площадью 43,5 кв. м, его единственное украшение - барочный люнет на потолке и изящный бронзовый светильник ("пятистенник") XVIII века. Из притвора вход ведет в трапезную (125 кв. м), построенную в 1733 году.

    Трапезная собора - это, по сути, сам собор до освящения главного алтаря в 1740 году, когда к ней была пристроена восточная часть с апсидой. Здесь находятся иконы, перенесенные из первой Сампсониевской церкви.

    Благодаря своему композиционному решению, это помещение представляет собой самодовлеющее пространство: лишь центральный неф из трапезной ведет к главной предалтарной части храма.

    На западной стене трапезной, над выходом из нее в притвор, находится картина маслом на холсте художника И. Петрова «Сампсониевский собор», датированная 1905 годом. Храм изображен со стороны колокольни; в облаках слева от куполов – образ преподобного Сампсона Странноприимца.

    В северо-восточном и юго-восточном углах трапезной располагаются приделы во имя св. Иоанна Богослова и во имя Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных c малыми алтарями, находящимися на возвышении (солее) и отделенными металлическими ажурными решетками от основного пространства.

    Боковые приделы изолированы от центральной части аркадами, покоящимися на массивных столбах (пилонах). Стены и своды трапезной покрыты росписями в виде орнаментальных мотивов и религиозных символов. Общий тон стенных росписей – бежевый.

    На западных стенах напротив малых алтарей имеются украшения в виде своеобразных эмблем, заключенных в катушки, выполненные в технике «гризайль» и имитирующие лепку. На них изображены символы внутрого богослужения ветхозаветного и новозаветного периодов.

    По обеим сторонам трапезной, в непосредственной близости от арочного свода, в неглубоких нишах размещены большие резные золоченые рамы с иконами (по шесть икон с каждой стороны). Предположительное время написания икон – рубеж 17-18 веков. Это Лицевые святцы, которые представляют собой двенадцать календарных икон – по одной на каждый месяц. Каждая икона разделена на клейма с изображением святых, чтимых в данном месяце. На Лицевых святцах Сампсониевского собора представлен практически весь Собор подвижников благочестия, почитаемых Русской Православной Церковью. В Сампсониевском соборе они являются, возможно, самым ранним памятником и, по преданию, были перенесены в каменный храм из деревянного, где выполняли функции иконостаса.

    На арочном своде, отделяющем трапезную от предалтарной части, находится живописное изображение двух Ангелов, венчающих икону Каплуновской Божией Матери. Согласно преданию, древним чудотворным образом Казанской-Каплуновской Богоматери благословляли русских воинов накануне Полтавского сражения.

    В зените арки располагается образ благословляющего Иисуса Христа со Священным Писанием в левой руке. В центральном нефе западной части собора имеются надписи на старославянском языке из Псалмов Давида. Под надписями в зените свода каждой арки – изображение шестикрылого Серафима.

    С 1733 по 1740 годы возводилась восточная часть храма с главным алтарем во имя преподобного Сампсония Странноприимца. Высокий пятиярусный резной золоченый иконостас, закрывающий алтарь, признан шедевром деревянной пластики и декоративной резьбы первой половины 18 века. Архитектурная ценность этого иконостаса сравнима с известными иконостасами Москвы и Великого Новгорода.

    Внутреннее пространство собора нельзя назвать единым, заметно отличие между художественно-образной целостностью малых и главного иконостасов. Это усиливает общее впечатление от убранства храма. Подобное ощущение не случайно, оно обусловлено разным временем постройки отдельных частей храма. Малые иконостасы и Лицевые святцы соразмерны петровской эпохе, близкой стилистике древнерусского храмостроения. Главный иконостас относится к новому направлению развития архитектуры. Все его декоративное убранство характерно для архитектурного стиля «барокко». Центральная предалтарная часть храма перекрыта единым коробовым сводом площадью 216,2 кв.м. Она завершается главным алтарем площадью 49,1 кв.м., выделенным полукружьем апсиды. Сампсониевский собор – первый храм воинской славы Петербурга, и многое в убранстве собора отвечает теме величия и значения Полтавской победы.

    Теме Полтавской баталии посвящена роспись на западной стене в люнете, напротив главного иконостаса, изображающая победителя этого сражения – Петра Великого. Царь Петр объявляет своим войскам о победе над шведами. Подобная светская роспись является не традиционной для православного храма и подчеркивает исключительное «судьбоносное» значение Полтавской победы в истории России. Роспись выполнена по штукатурке масляными красками неизвестным художником XVIII столетия.

    В центральном приделе находится старинное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы и посеребренное. Шестивенечный светильник имеет навершие в виде креста и завершение шаровидной формы. Паникадило украшено орнаментами в виде стилизованных цветов, веток и листьев, и представляет собой блестящий, редкий образец церковных светильников XVIII века.


Сампсониевский собор

Убранство (Иконостасы малых приделов Сампсониевского собора)

    В каждой православной церкви сразу же обращает на себя внимание высокая стена, отделяющая алтарь от средней части храма. Это иконостас - наиболее известное явление Восточно-христианского мира, итог творческих устремлений многих поколений иконописцев, резчиков, народных умельцев, своеобразный символ национальной культуры, воплощающий саму идею Русского Православного храма.

    Сампсониевский собор – трехпрестольный храм с главным алтарем во имя св. Сампсона Странноприимца и двумя малыми алтарями в Северном и Южном приделах, расположенных в западной части храма.

    Приделы имелись и в первой деревянной церкви и были построены в связи с открытием первого городского кладбища для проведения нескольких литургий в день.

    По мнению епархиального архитектора А. П. АплаксинаАплаксин Андрей Петрович, реставрировавшего собор в 1908 -1909 гг., иконостасы этих приделов были перенесены в каменный храм из деревянной церкви.

    

Северный придел

    Северный придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова был освящен в новом храме 26 сентября 1733 года архимандритом Варсонофием Соловецким.

    Исследователи предполагают, что выбор имени святого Иоанна Богослова был связан с близким для царя Петра Алексеевича человеком - старшим братом Иоанном Алексеевичем, который умер 24 января 1696 г. Царь глубоко переживал его смерть и, возможно, пожелал увековечить память о брате в этом храме.

    Иконостас северного придела деревянный, окрашенный, с золоченой резьбой, в стиле«рококо». Ширина его - 6,3 м, высота - 7,4 м. Семнадцатьживописных икон написаны темперой по дереву. Две из них вынесены на северную стену. Иконы первого (местного) ряда заключены в прямоугольные рамы. Рамы последующих ярусов (праздничный, апостольский, пророческий) имеют фигурные завершения в виде полукружий, раковин, стеблей и листьев аканта, с парными головками Херувимов в центре. Царские врата поднимаются на высоту первых двух ярусов. Их створки с характерным для стилей барокко и рококо полуциркульным вырезом украшает резной орнамент из цветов, листьев и побегов аканта. Шесть икон Царских Врат написаны в …году взамен утраченных. В полукруглом вырезе Царских Врат помещено сияние в виде резныхзолоченых лучей с Евангелием и крестом в центре.

    В иконостасе - только одна боковая дверь с северной стороны, ведущая в жертвенник, с изображением св. архидиакона Стефана,первого христианского мученика, претерпевшего смерть через избиение камнями. На восточной стене алтаря – изображение Господа Саваофа– Бога Отца - в виде старца с сияющим треугольным нимбом, окруженного облаками и стоящего на тверди земной в благословляющем жесте обеих рук.

    

Южный придел

    Южный придел во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных был освящен в новом храме 9 сентября 1733 года епископом Леонидом Сарским.Образ Архистратига Михаила, предводителя Небесного Воинства, подчеркивал значение Сампсониевского собора как памятника воинской славы.

    Иконостас южного придела деревянный, окрашенный, с накладной резьбой и позолотой. Ширина его - 6,3 м, высота - 7,4 м. Двадцать две иконы написаны темперой по дереву. Иконы нижнего яруса, так же, как "средник" третьего яруса - в прямоугольных рамах. Рамы второго, третьего и четвертого ярусов - прямоугольные с закруглениями. В четвертом ярусе "средник" овальный.

    Иконостас вписан в полуциркульный свод. По горизонтали он расчленен двумя антаблементами, по вертикали - каннелированными пилястрами с композитными капителями, чередующимися с рамами икон.

    Центральную часть иконостаса занимают Царские врата с резными позолоченными рамами для шести клейм - "Благовещения" и образов четырех Евангелистов, выполненных в 1720-е годы. На лицевой стороне иконы Евангелиста Иоанна имеется надпись: «1720 года…писал Андрей Квашнинъ».

    В полукруглом вырезе Царских Врат помещено сияние в виде резныхзолоченых лучей с чашей в центре.

    На северной и южной дверях иконостаса - образы Архангелов Гавриила и Михаила, написанные в 60-е годы XVIII века. К этому же времени относится и образ Богоматери, помещенный слева от Царских Врат. В иконе "Богоматерь с младенцем" Божия Матерь изображается с короной. В католическом вероисповедании коронование Богоматери - особый праздник, которого нет в Русской Православной Церкви. В России эта иконография получила распространение в середине XVIII в., когда усилилось влияние западноевропейского живописного письма.

    На восточной стене алтаря – изображение Господа Саваофа– Бога Отца - в виде старца с сияющим треугольным нимбом. Правой рукой Он благословляет землю, в Его левой руке – символизирующая Землю держава. Роспись выполнена в форме полукруга и обрамлена картушем.


Сампсониевский собор

Убранство (Главный иконостас)

    Главный иконостас Сампсониевского собора занимает всю восточную стену храма, его ширина - 13,6 м, высота (в средней части)- 11,2 м.

    Архитектор А.П. Аплаксин, руководивший реставрацией храма в1908-1909 годах, с восхищением писал о нем:«Скромному собору выпала высокая честь быть хранилищем одного из величайших произведений искусства».

    Созданный в 1737 - 1739 гг. главный иконостас Сампсониевского собора можно отнести к эпохе, когда «самобытное русское искусство начало подражать европейскому, по сути своей, оставаясь русским». А.П. Аплаксин причисляет его к лучшим произведениям пышного стиля Людовика XV, но перенесенного на русскую почву.

    Иконостас выполнен в стиле «барокко», для которого характерно обилие деталей, разнообразие мотивов и использование круглой скульптуры в убранстве. Всего на иконостасе размещаются 56 золоченых скульптур и 42 золоченые резные рамы (киоты)для икон, каждая из которых имеет свой неповторимый орнамент и является самостоятельным произведением искусства.

    Золоченая скульптура, витые колонны, рамы для икон, и многочисленные элементы оформления выполнены русскими мастерами-резчиками из древесины липы. Для основы иконостаса использовалась древесина сосны, и выполнена живописная роспись, имитирующая декоративный камень змеевик.

    Иконостас относится к типу высоких классических иконостасов и состоит из пяти рядов икон: местного, праздничного, апостольского, пророческого и страстного.

    Расположение икон соответствует церковному канону.

    Два нижних яруса, в которых, кроме Царских Врат, находятся 20 икон, объединены композитным ордером с двенадцатью колоннами.

    Резные Царские врата с шестью иконными рамами отличаются удивительным богатством и разнообразием орнамента: раковины, побеги и листья аканта, пальмовые ветви, цветы, картуши, головки Херувимов. Сияние над Царскими Вратами выполнено в виде резного "облака" с сияющими лучами и головками Херувимов. Центральная часть иконостаса на уровне всех пяти ярусов выделена сильными выносами карнизов.

    Выступ карнизов второго яруса решен в виде балдахина над Царскими вратами. Балдахин завершается подобием купола, образованного поддерживающими корону четырьмя волютами. По обе стороны от купола - два Ангела с атрибутами Голгофы - копьем и губкой. Рядом с ними расположены фигурки ангелов, держащих в руках орудия страстей Господа Иисуса Христа – гвозди, молоток, клещи, лестницу и крест. Вся скульптурная композиция символизирует Голгофу – крестные страдания Христа. Под балдахином, в центре второго яруса, - икона "Тайная вечеря".

    Есть предположения, что иконопись главного иконостаса исполнена талантливым мастером Алексеем Поспеловым, одним из представителей московской Оружейной палаты. В местном ряду иконостаса находится подписной образ св. пророка Иоанна Предтечи: «Писал Алексей Поспелов, 1739 год».

    Престол и сень главного алтаря исследователи относят к 1730-м гг., подчеркивая при этом, что "подобного престола в России больше нет".

    До настоящего времени точно не установлено, кто был автором проекта главного иконостаса. Некоторые исследователи, ссылаясь на черты развитого барокко и определенное сходство с манерой резьбы иконостаса церкви в петергофском Большом дворце, считают, что им был Ф.Б. Растрелли. Этого же мнения придерживался А.П. Аплаксин, правда, уточняя в своем отчете, что "имя автора неизвестно, он мог быть русским, но воспитанным в Европе, храня русскую мысль, он выразил ее "французскими словами", он мог быть европейцем, прожившим в России и воспринявшим русскую душу…".

    Возможно еще одно предположение об авторстве главного иконостаса. По своему стилю он похож на иконостасы, выполненные Иваном Петровичем Зарудным в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, церкви Меншиковского дворца на о. Котлин и Преображенского храма в Ревеле (Таллине). О последнем И.Э. Грабарь писал: "в построении таллинского иконостаса он исходил из тех сплошных декоративных композиций, которые, будучи завезены из католической Польши на Украину, шли вразрез с традициями православных иконостасов Руси". Подобные элементы, присущие католической церкви, - обилие круглой скульптуры, скульптурная символика крестных страданий Иисуса Христа на третьем ярусе - имеются на главном иконостасе Сампсониевского собора.

    Очевидно, что сам архитектор не мог проектировать иконостас Сампсониевского собора, поскольку он создавался спустя девять лет после его смерти. Но вместе с Зарудным трудились иконописцы и резчики Московской Оружейной палаты, которые позже могли принимать участие в возведении Сампсониевского храма, используя принципы и формы знаменитого мастера.

    Староста Сампсониевского собора богатый купец Иван Лапшин мог нанять этих мастеров для создания главного иконостаса. И.Э.Грабарь приводит примеры, когда мастера-резчики самостоятельно создавали иконостасы храмов, используя барочные архитектурно-орнаментальные мотивы.

    Приостановка гражданского строительства в Петербурге периода царствования Анны Иоанновны, замена в 1735 году городских архитекторов (П. Еропкина сменил М. Земцов) - все это могло позволить Лапшину нанять резчиков для главного иконостаса Сампсониевского храма самостоятельно, без утверждения Канцелярией от строений.

    Видимо, таким положением дел и можно объяснить отсутствие архивных данных об авторстве главного иконостаса. Кем бы ни был действительный автор главного иконостаса храма Сампсона Странноприимца, в петровскую эпоху он пользовался авторитетом или поддержкой августейших особ. Даже указы Синода не помешали ему обильно украсить иконостас скульптурой, которая была запрещена Русской Православной Церковью и даже принудительно снималась со старинных иконостасов.

    Архитектурная ценность главного иконостаса Сампсониевского собора сравнима с известными произведениями русского зодчества: иконостасами Успенского собора в Москве, новгородского собора св. Софии и собора Псковского Детинца.