Методистам
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас ознакомиться с результатами нашего исследования и присоединиться к нашей команде разработчиков!
В НИИ общего образования РГПУ им. А. И. Герцена в результате многолетнего исследования впервые выстроена универсальная модель многоэтапного процесса взаимодействия мегаобъекта культуры (на примере музея), школы и вуза в образовательно-культурной среде. Оригинальность исследования определяется нетрадиционным подходом к определению роли педагогического вуза как инициатора, организатора, разработчика содержания и исследователя в процессе трехстороннего взаимодействия (музей, школа¸ вуз); построением содержания этого взаимодействия на основе интеграции культурно-исторического наследия в школьное образование.
Новизна исследования состоит в том, что:
• междисциплинарное взаимодействие в образовательном процессе выстроено на принципиально новых базовых структурах – межпредметных связях методологического характера;
• целостная система сопровождения проектно-исследовательской деятельности школьников строится на взаимодействии с объектами образовательно-культурной среды – музеями-памятниками - от замысла до представления учащимися результатов проекта на конкурсной основе;
• разработаны методические модели организации уроков, тематических мероприятий в режиме взаимодействия школы, музея, вуза на уровне образовательного учреждения, района, города.
В процессе исследования:
- выделены и описаны этапы процесса взаимодействия музея, школы и вуза,
- охарактеризованы функции музея, школы и вуза как субъектов взаимодействия и определена роль каждого участника трехстороннего взаимодействия на каждом этапе,
- предложено определение понятия «метапредметная задача»,
- разработан матричный многофакторный классификатор межпредметных заданий, отражающий конструктивные особенности межпредметных заданий (задач), в том числе, выбор актуальных способов получения и предъявления результата, достижение метапредметных результатов, учёт контекстуально-жизненной направленности заданий.
Разработано методическое обеспечение включения культурологического материала в образовательный процесс:
- созданы методические модели организации уроков и тематических мероприятий в режиме взаимодействия школы, музея, вуза;
- разработаны и адаптированы в процессе поискового эксперимента междисциплинарные задачи, охватывающие 5 учебных предметов (физику, математику, химию, русский язык, изобразительное искусство), которые относятся к разным образовательным областям;
- междисциплинарные задачи адресованы учащимся разного возраста, обучающимся в образовательных учреждениях различных уровней;
- выявлены структурные составляющие междисциплинарных заданий;
- определены способы включения культурно-исторического наследия музеев в школьное образование;
- создана методика включения культурологического компонента в проектно-исследовательскую деятельность учащихся с использованием технологии трёхстороннего взаимодействия музея, школы и вуза.
Разработаны методические материалы и рекомендации для практического использования метапредметных задач и заданий в рамках организации взаимодействия музея, школы и вуза.
Перспективы реализации предложенной модели процесса трехстороннего взаимодействия музея, школа и вуза обусловлены ее универсальностью, что дает возможность ее перенесения на взаимодействие с любым мегаобъектом культуры и создает условия для расширения и активизации образовательно-культурной среды в решении задач приобщения подрастающего поколения к культурно-историческому наследию.